- Санкт-Петербург
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астрахань
- Белгородская область
- Брянская область
- Псков
- Владивосток и Приморский край
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Екатеринбург
- Ставропольский край
- Ивановская область
- Костромская область
- Ижевск - Удмуртия
- Иркутская область
- Йошкар-Ола - Марий Эл
- Казань - Татарстан
- Калининградская область
- Калужская область
- Каменск-Уральский
- Камчатский край
- Кузбасс
- Кировская область
- Краснодар - Краснодарский край
- Красноярский край
- Курганская область
- Курская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- Мурманская область
- Нальчик
- Нижегородская область
- Нижний Тагил
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Орловская область
- Оренбургская область
- Пензенская область
- Пермь
- Республика Адыгея
- Республика Алтай
- Республика Дагестан
- Республика Калмыкия
- Республика Карелия
- Республика Коми
- Республика Северная Осетия - Алания
- Республика Хакасия
- Ростовская область
- Рязанская область
- Самарская область
- Саранск
- Саратовская область
- Сахалинская область
- Серов
- Смоленская область
- Сочи
- Тамбовская область
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тюменская область
- Улан-Удэ
- Ульяновская область
- Уфа – Башкортостан
- Хабаровский край
- Ханты-Мансийский АО - Югра
- Чебоксары - Чувашия
- Челябинская область
- Чита
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Ярославская область
Клара Новикова
Тяга к актерской профессии возникла с детства. Занималась в драмкружке Дома пионеров в Киеве под руководством опытного педагога Ф. С. Ковальской, ставшей наставницей Н. на многие годы. Окончила студию эстрадно-циркового искусства в Киеве (1966).
Педагогами были известные режиссеры и актеры: М. Резникович (руководитель курса), А. Срибный, Ю. Тимошенко, Е. Березин. Работала как артистка разговорного жанра в Кировоградской, Херсонской, Полтавской филармониях. Первый номер – «Девушка пришла на танцы» (Гинряры) нашла в печати как рассказ. На свое выступление выходила из зала, словно зритель. Держалась настолько просто, что зрители не сразу догадывались, что это артистка. Затем работала в Киевской филармонии в паре с П. Захаровым. В 1974, будучи совсем неизвестной в Москве, приехала на Всес. конкурс арт. эстрады. Основным ее номером был монолог В. Сквирского «Мечты, мечты ...», написанный специально для нее. Для опытных членов жюри Н. стала настоящим открытием. Разделила 1-ю премию с уже популярным тогда Г. Хазановым.
В 1975 году приглашена в Москонцерт. Репертуар пополнился монологами «О счастье» М. Мишина, «Что завидовать-то?» А. Трушкина, «Пирожок с капустой» А. Арканова, «Ух эти женщины» М. Жванецкого и т.д. К концу 70-х годов Н. стала самой популярной из молодых артисток разговорного жанра. Участвовала в ряде театрализированных постановок на центральных площадках Москвы: «Круглая луна», «Трижды три», «От Сокольников до парка на метро», «Он, Она и вместе с тем ...» и т.д.
С 1988 г. выступает с сольными концертами. Моноспектакль «Соло для кровати со скрипом» (авт. Л. Новоженов, реж. В. Дружинин, худ. С. Пастух, муз. Л. Квинт). В спектакле наряду с бытовыми были и остро политические темы. 1990 – программа «Я смеюсь, чтоб не заплакать» (авт. Л. Новоженов, В. Коклюшкин, В. Володарский, А. Дудоладов, реж. В. Дружинин). Программа исполнялась несколько лет, постоянно пополняясь новыми номерами (авт. А. Цапик, З. Каменецкий, А. Тарасуль). 1997 – «Когда смеюсь, надеюсь». 1999 – «Шо у Клары?» (авт. Е. Смолин, Н. Коростелева, Л. Французов, А. Рас, Е. Шестаков). Н. плодотворно работает с авторами, подсказывая темы и их решения. Н. – актриса разнохарактерная. Основная ее тема – женские судьбы. Начав с образа наивной девчонки, она предельно расширила круг своих персонажей, наделив их не только разными характерами, но и разным возрастом, положением в обществе, разными национальностями, в каждой их них добиваясь максимальной достоверности. Простые деревенские женщины, провинциалки, светские дамы, утонченные интеллигентные старухи с богатым прошлым («Княгиня» А. Цапика) – все они подаются с юмором и сочувствием, где нужно – с иронией и сатирическими красками. Но все они наделены женственностью и обаянием самой актрисы. Н. создала постоянный образ – тетя Соня. Первый монолог «У тети Сони плохого не бывает» написал М. Беленький.
Последующие – З. Каменецкий и А. Тарасуль. А образ создала сама артистка на основе своих наблюдений на Украине. У тети Сони типичная одесская (еврейско-украинская) речь, она мудра, с типично одесским чувством юмора, смела в своих рассуждениях и добра, всем сочувствует и помогает. Актриса придумала внешний облик своей героини, с заметной долей эксцентрики. Н. легко устанавливает контакт со зрителями. Это ее прямые партнеры. Неслучайно у нее появился номер, когда актриса спускается в зрительный зал, непринужденно разговаривает со зрителями, танцует с кем-то из них (мужчиной), приглашает его на сцену, разыгрывает с ним различные сценки, быстро и остроумно реагируя на его непредсказуемое поведение, а то и провоцируя его. Этот номер пользуется особой популярностью у зрителей.
Все чаще использует песни (основной автор Ю. Гарин), которые органично входят в программу и способствуют созданию ее атмосферы.
С 1992 г. работает в Театре миниатюр под рук. М. Жванецкого. Неоднократно гастролировала в США (выступала в Корнеги-холл), Израиле, Германии, Австралии и других странах. Постоянная участница многих ТВ программ: «Аншлаг», «Вокруг смеха», «Голубой огонек», новогодние представления. Ведет телепередачу «Что хочет женщина?»
Гастрольные маршруты Клары Новиковой охватывают не только всю Россию и Украину. Ее обаятельное и остроумное искусство широко известно и желанно во многих странах мира, где ценят и понимают российский юмор. Ее дарованию аплодировали зрители по всем республикам СНГ, в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Германии, Швеции, Израиле.
Награждена знаком «Победитель соц. соревнования» – постановление Коллегии Мин. культуры УССР 03.03.1975.
Участница многочисленных радио и телепередач: «Утренняя почта», «Голубой огонек», «Пока все дома», «Вокруг смеха», «Аншлаг», «Что хочет женщина», «Поле чудес», «Смак», «Шоу-досье», «Тема», «Бомонд», «Встречи с Кларой Новиковой».
1974 – лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады, 1993 – Заслуженная артистка России, 1997 – Народная артистка России.
Лауреат международного фестиваля «Золотой Остап» (г. Санкт-Петербург), лауреат международного фестиваля «Море смеха» (г. Рига).
Удостоена зрителями страны звания: «Мисс Юморина», «Королева смеха».