- Санкт-Петербург
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астрахань
- Белгородская область
- Брянская область
- Псков
- Владивосток и Приморский край
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Екатеринбург
- Ставропольский край
- Ивановская область
- Костромская область
- Ижевск - Удмуртия
- Иркутская область
- Йошкар-Ола - Марий Эл
- Казань - Татарстан
- Калининградская область
- Калужская область
- Каменск-Уральский
- Камчатский край
- Кузбасс
- Кировская область
- Краснодар - Краснодарский край
- Красноярский край
- Курганская область
- Курская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- Мурманская область
- Нальчик
- Нижегородская область
- Нижний Тагил
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Орловская область
- Оренбургская область
- Пензенская область
- Пермь
- Республика Адыгея
- Республика Алтай
- Республика Дагестан
- Республика Калмыкия
- Республика Карелия
- Республика Коми
- Республика Северная Осетия - Алания
- Республика Хакасия
- Ростовская область
- Рязанская область
- Самарская область
- Саранск
- Саратовская область
- Сахалинская область
- Серов
- Смоленская область
- Сочи
- Тамбовская область
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тюменская область
- Улан-Удэ
- Ульяновская область
- Уфа – Башкортостан
- Хабаровский край
- Ханты-Мансийский АО - Югра
- Чебоксары - Чувашия
- Челябинская область
- Чита
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Ярославская область
Ирина Юрьевна Леонова
Ирина Юрьевна Леонова, артистка драмы, родилась 22 августа 1978 г. в Таллинне. В 2000 г. она окончила ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и была зачислена в труппу Малого театра.
Дебют Леоновой состоялся ещё в студенческие годы, когда она сыграла Софью в знаковом для Малого спектакле «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Юная актриса сразу же обратила на себя внимание зрителей и театральной общественности. Утончённая, поистине аристократическая красота счастливо сочетается у Ирины Леоновой с незаурядным талантом, сценическим обаянием, богатой органикой и тем, что принято называть породой. Неудивительно, что одной из первых героинь, сыгранных актрисой, стала особа королевских кровей – Французская принцесса в «Усилиях любви» У.Шекспира. Постановка, рассчитанная на молодёжь Малого театра, позволила Ирине продемонстрировать выдающиеся вокальные данные и безупречную пластику.
Своеобразной перекличкой с грибоедовской героиней стала сыгранная Леоновой роль Поликсены в «Правде - хорошо, а счастье лучше». Как известно, в своей комедии А.Н.Островский вывел в пародийном ключе Софью и Чацкого, поместив персонажей из светского салона в реалии купеческого Замоскворечья. Поликсена в исполнении Ирины – гордая и независимая девушка, наперекор домочадцам отстаивающая право выйти замуж по любви, хотя единственное «богатство» её избранника – неуёмная жажда справедливости. Эта работа, удостоившаяся многочисленных хвалебных отзывов, принесла актрисе Государственную премию России.
Репертуар Малого театра немыслим без А.Н.Островского – неудивительно, что Ирине Леоновой довелось ещё дважды сыграть в пьесах великого драматурга. Исполненные ею роли разительно отличаются друга от друга, позволяя актрисе демонстрировать все грани своего таланта.
Наташа Сизакова («Трудовой хлеб») принадлежит к числу самых трогательных образов, созданных Островским. Чистая, любящая, доверчивая – едва ли не идеальная героиня. Тем выше заслуга Ирины Леоновой, сумевшей сделать свою Наташу живой и достоверной.
Лидия Чебоксарова умна, обаятельна, цинична и расчётлива. Из всей вереницы бедных невест, кочующих по произведениям драматурга, героиня «Бешеных денег» вызывает, пожалуй, наименьшие симпатии: Лидию интересует только собственный комфорт. Такая героиня не будет страдать, если её назовут вещью, главное – продать себя подороже.
В 2017 г. в репертуаре актрисы вновь появился Шекспир – Леонова исполнила роль Реганы, средней дочери короля Лира. В этой работе особенно бросается в глаза контраст между прекрасным обликом и звериной сущностью персонажа. Особое внимание в трактовке роли уделено взаимоотношениям Реганы и её мужа, герцога Корнуолла (Василий Зотов), что помогает лучше понять героиню, нисколько, впрочем, её не оправдывая. «Обычно на смерти Корнуолла не делается сильного акцента, – говорит актриса. – Регана перешагивает через труп мужа и идёт дальше к своей цели, её интересует власть. А мне было интересно сломать эту прямую линию, увидеть избалованную, испорченную, уверенную в своей вседозволенности королевскую дочку уязвимой, растерянной, беспомощной, чувствующей боль и одиночество...» Великолепно исполненная роль Реганы – свидетельство несомненной зрелости таланта Леоновой.
В «Тартюфе» Ж.Б.Мольера актрисе досталась роль жены хозяина дома, которой не даёт прохода заглавный герой, ханжа и лицемер. «Справиться с лжецом своими методами предлагает Эльмира. Ирина Леонова хотя и играет соблазнительницу поневоле, провоцируя Тартюфа на откровенные признания, делает это деликатно, в традициях Малого театра» (Зоя Игумнова, «Известия»).
В кино актриса дебютировала в 1999 г., сыграв в драме Василия Панина «Опять надо жить». Далее последовали роли в телесериале Всеволода Шиловского «Люди и тени», трагикомедии Карена Шахназарова «Яды, или всемирная история отравлений». Среди других проектов с участием актрисы – «Новогодние приключения», «Трое против всех», «Дама в очках, с ружьём, в автомобиле», «Лучший город Земли», «Звездочёт», «Куприн». Но, безусловно, наибольшую популярность принесла Ирине роль Лены в популярном сериале «Дети Арбата».
С 2017 г. Ирина Леонова преподаёт художественное слово в ВТУ им. Щепкина (курс Ю.М.Соломина), готовя студентов к международным конкурсам чтецов и сольным выступлениям.
Сама актриса активно участвует в культурной жизни Москвы. В 2016-18 гг. Леонова выступала в пяти песенных концертах, которые проходили в Зале им. П.И.Чайковского Московской филармонии и были посвящены памяти композитора А.Я.Эшпая. В 2017 г. она участвовала в церемонии открытия выставки «Пушкин. XXI век» в Государственном музее А.С.Пушкина.
Леонова ещё дважды сотрудничала с музеем на Пречистенке. В рамках совместного проекта «Российской газеты» и Государственного музея Пушкина «Читаем Онегина» (2017 г.) состоялись видеозапись и живые выступления в Манеже на Московском культурном форуме и на Московском фестивале «Интермузей». В 2018 г. возник новый проект, «Читаем Тургенева», посвящённый 200-летию со дня рождения классика – Ирина участвовала в создании видеокниги «Ася».
Особое место в творчестве Ирины Леоновой занимает женская поэзия. В 2017 г. она принимала участие в чтецких вечерах в Третьяковской галерее на Крымском Валу, которые устраивал Поэтический театр Алисы Гребенщиковой. В рамках цикла «Амазонки поэзии» Ирина читала «Ленинградский дневник» Ольги Берггольц. Также Леонова участвовала в программах «Умейте домолчаться до стихов…», исполнив произведения Марии Петровых и Инны Лиснянской, и «Женщины в любви и на войне», где читала Юлию Друнину и Веронику Тушнову.
Конечно же, Леонова не забывает и родной Малый театр. В 2017-18 гг. она участвовала в 10 песенных концертах с оркестром Малого. В 2017 г. в доме-музее М.Н.Ермоловой состоялся вечер «История одной дружбы…» из цикла «Ермоловские чтения»: Ирина Леонова и Василий Бочкарёв читали письма театральной эпохи начала ХХ века. А зимой 2018 г. в мемориальной квартире А.И.Сумбатова-Южина Ирина вместе с Константином Юдаевым устроила для маленьких зрителей чтецкий спектакль «Приключения новогодних игрушек» по сказке Е.Ракитиной.